Top.Mail.Ru

Священник поведал, возможно ли вымолить душу из ада

Анна Сальникова Редактор новостной ленты

Чтобы понять, что происходит с душой после смерти, нужно сначала разобраться, что Церковь называет адом. В православном понимании ад — это временное состояние, в которое попадают души грешников сразу после смерти, после так называемого частного суда. Там они пребывают до дня общего воскресения, когда снова соединятся со своими телами.

Затем наступит последний Страшный Суд. Тогда будет окончательно решено, куда отправится душа человека: праведники войдут в Небесный Иерусалим, а грешники окажутся в геенне огненной — месте вечного отдаления от Бога. В отличие от ада, геенна — не временная. Оттуда уже нельзя перейти в другое состояние, и выхода из неё нет.

Но всё это касается будущего. Сейчас же души умерших находятся в ожидании. Это можно сравнить с ситуацией, когда человек ещё не наказан, но уже знает, что его ждёт нечто тяжёлое. И это предчувствие само по себе становится мучительным. Так и души в аду — они пока ещё без тел, но уже страдают душой, осознавая, что им предстоит в вечности.

Согласно учению Церкви, из этого состояния ожидания некоторые души могут быть выведены. Речь идёт о христианах, которые при жизни верили во Христа, были членами Церкви, стремились к Богу, но не успели принести полного покаяния или исправить свою жизнь. Их душам может помочь молитва Церкви. Своими молитвами и добрыми делами живые могут восполнить то, чего не хватило усопшему. И, по церковному преданию, такие души могут перейти из состояния скорби в состояние покоя — туда, где пребывают души праведных.

Совсем другая ситуация — с теми, кто не принадлежал к Церкви: с атеистами, сознательными противниками веры, людьми, которые отвергли Бога и даже ушли из жизни добровольно. Их выбор, сделанный при жизни, уже не может быть изменён — ни молитвой, ни каким-либо другим способом. Господь уважает свободу каждого, даже если этот выбор ведёт к погибели.

Такой подход может быть очень тяжёлым для верующих людей, особенно если речь идёт о близких. Мы ведь часто вспоминаем, как уговаривали родных прийти в храм, причаститься, покаяться, а они отказывались. Господь не навязывает Себя и не заставляет любить. И если человек не хотел быть с Богом при жизни — зачем насильно тянуть его к Нему после смерти?

Иногда звучит вопрос: зачем молиться за таких людей, если всё уже решено? Действительно, в церковных службах таких людей не поминают. Но в личной молитве, дома, каждый может просить Бога о близких — даже если они были неверующими.

Есть пример из жизни преподобного Макария Египетского. Он молился за умершего языческого жреца, и тот получил некоторое облегчение, хотя не был христианином. Это не значит, что его участь изменилась полностью, но молитва дала ему послабление.

Это можно сравнить с уходом тяжело больного человека. Даже если болезнь неизлечима, никто не бросает родного — стараются облегчить его состояние, быть рядом, заботиться. То же самое можно делать и по отношению к усопшим: проявить любовь через молитву.

Пусть наша молитва не изменит окончательного выбора ушедшего, но Бог, видя искреннюю любовь живых, может проявить милость и немного облегчить участь тех, кто отошёл без примирения с Ним. И в этом — настоящий смысл нашей любви и заботы, пишет Святые места.