Ученые выделили четыре типа школьников, сдающих экзамены
Австралийские психологи и педагоги провели масштабное исследование, чтобы понять, как школьники воспринимают экзамены в реальной учебной среде. Они наблюдали за старшеклассниками из сиднейских школ во время тестов по естественным наукам и выделили четыре психофизиологических профиля, которые по-разному реагируют на стресс.
В проекте участвовали 244 ученика 8–10 классов. Участникам измеряли уровень тревожности и концентрации с помощью браслетов и электроэнцефалограммы (ЭЭГ). Устройства регистрировали кожную реакцию и мозговую активность во время тестов. Также школьники заполняли анкеты, оценивая своё самочувствие и уверенность.
Исследование стало самым крупным в своей области, проводимым не в лаборатории, а в условиях обычных школьных занятий. Вот какие группы выделили учёные:
Уверенные и спокойные (27%)
Эти школьники чувствовали себя уверенно, почти не испытывали тревоги и хорошо концентрировались. Их показатели по всем тестам были высокими — как по самооценке, так и по результатам измерений.
Уверенные, но напряжённые (8%)
У них не было высокой тревожности, но мозговая активность показывала, что им приходилось прилагать больше усилий. Они справлялись с заданиями, но ощущали внутреннее напряжение.
Тревожные и неуверенные (27%)
Эти учащиеся боялись провала, были скованы и часто воспринимали тест как угрозу. Их физиологические показатели свидетельствовали о стрессе, а результаты тестов оказались слабыми.
Амбивалентные (38%)
Самая многочисленная группа. У этих учеников не было ярко выраженной реакции ни в одну сторону. По всем параметрам они показывали средние результаты, а их отношение к экзамену было неопределённым.
Анализ показал: лучше всего с заданиями справлялись школьники из первой и второй групп. У учеников с неуверенным и амбивалентным профилем успеваемость была ниже, особенно у тех, кто сильно волновался.
Авторы исследования рекомендуют школам уделять внимание развитию уверенности у учеников, обучать их приёмам саморегуляции и разрабатывать тесты так, чтобы они не вызывали чрезмерного напряжения, но оставались содержательными. Это поможет снизить стресс и повысить успеваемость, пишет Naked Science.


