Ученый объяснил, нужно ли заставлять ребенка ходить на секции
На август 2025 года более 17,7 миллиона детей в России посещают дополнительные занятия в секциях по творческим, научным и техническим направлениям. Профессор Пермского Политеха Валерий Литвинов рассказал, как правильно выбирать кружки и секции для ребенка, как избежать перегрузки и можно ли заставлять детей ходить на дополнительные занятия.
Как выбрать секцию для ребенка?
При выборе секции многие родители ориентируются на характер и темперамент ребенка. Спокойным детям чаще всего предлагают шахматы, а активным — спорт. Однако, по словам Литвинова, ориентироваться только на темперамент не стоит, так как характер у детей может меняться. Застенчивый ребенок может стать более общительным подростком, а активный — сосредоточенным и терпеливым.
Главный критерий выбора, по мнению Литвинова, — это интерес ребенка. Родители должны предложить различные варианты и помочь найти то, что действительно ему интересно. Иногда для этого полезно сходить на выставку или спортивное мероприятие, чтобы ребенок мог сам выбрать, что ему нравится.
Стоит ли заставлять ребенка посещать секции?
Многие родители не хотят перегружать детей и избегают заставлять их ходить на секции, если ребенку это не нравится. Однако Литвинов предупреждает, что чрезмерная «свобода» может быть вредной. Детям сложно сразу понять, насколько полезными могут быть занятия в будущем, поэтому важно помогать им преодолевать трудности. Нельзя позволять ребенку бросать занятия сразу после первых неудач.
«Дисциплина нужна, но она не должна быть жесткой. Иногда ребенку нужно дать возможность столкнуться с трудностями и научиться их преодолевать», — отметил Литвинов.
Сколько секций можно выбрать, чтобы не перегрузить ребенка?
Для маленьких детей важно, чтобы было достаточно времени на отдых и игру. У дошкольников должно быть 3-5 часов свободного времени в день, у младших школьников — 2-3 часа. Литвинов подчеркивает, что важен не только объем занятий, но и их интенсивность. Если ребенок посещает несколько секций, он может столкнуться с переутомлением и стрессом.
«Очень важно контролировать нагрузку, чтобы ребенок не перегружался. Время для отдыха должно быть обязательным», — советует специалист.
Как правильно сравнивать ребенка с другими?
Сравнение может быть полезным, если оно мотивирует ребенка, а не вызывает у него негативные эмоции. Например, фраза «Твой друг хорошо знает английский, хочешь тоже научиться?» может стать стимулом для развития, в отличие от критики вроде «Почему ты не учишься так, как твой одноклассник?», что может привести к снижению самооценки.
Литвинов советует поддерживать ребенка и объяснять, что каждый развивается в своем темпе. Здоровая мотивация заключается не в конкуренции, а в стремлении к личному развитию.
Дети должны иметь время для отдыха и игры, а не только для занятий. Дополнительные секции должны дополнять основное образование, а не заменять его. Баланс между учебой и секциями поможет ребенку развиваться гармонично и поддерживать интерес.
Источник: Naked-Science.


