Top.Mail.Ru

Вторичный авторынок в новом году может приостановить работу

Диляра Аминова Автор статьи
В контексте стратегического планирования эконом...

фото: фрипик

В контексте стратегического планирования экономической политики Российской Федерации на 2026 год, предполагается упразднение льготной ставки утилизационного сбора для автотранспортных средств, оснащённых двигателями мощностью свыше 160 лошадиных сил. Этот шаг может существенно повлиять на макроэкономические показатели рынка подержанных автомобилей, а также на динамику потребительских предпочтений и производственные стратегии.

Анализ возможных последствий данного изменения показывает, что отмена льготных условий может привести к снижению спроса на новые автомобили с высокой мощностью. Это, в свою очередь, может вызвать дефицитные явления на рынке европейских, корейских и японских брендов, что, вероятно, будет компенсировано увеличением спроса на китайские транспортные средства. Данная тенденция свидетельствует о смещении потребительских предпочтений в сторону более экономичных и технологически продвинутых моделей.

Исследование, проведённое изданием «Коммерсантъ», выявило, что высокая ключевая процентная ставка остаётся основным фактором, сдерживающим динамику вторичного автомобильного рынка. Несмотря на планируемое упразднение льготной ставки утилизационного сбора с 1 декабря 2026 года, около 70% сделок на вторичном рынке приходятся на автомобили с двигателем мощностью менее 160 лошадиных сил. Это позволяет предположить, что общее воздействие данного изменения на рынок будет умеренным, но существенным.

Прогнозируется, что объём рынка подержанных автомобилей в России в 2025 году может увеличиться на 1–6%, достигнув 6,1–6,25 миллиона единиц. Параллельно наблюдается тенденция к старению автопарка, что актуализирует необходимость разработки и реализации стратегий модернизации и обновления транспортного фонда.

Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» выражает мнение, что вторичный рынок сможет сохранить стабильность в условиях дальнейшего снижения продаж новых автомобилей. Эксперты ассоциации подчёркивают, что снижение потребительской активности, высокая ключевая процентная ставка и ужесточение условий кредитования продолжат оказывать негативное влияние на спрос.

Начальник отдела автомобилей с пробегом Группы компаний «Автодом» и «АвтоСпецЦентр» Дмитрий Карев выразил умеренный оптимизм, прогнозируя рост вторичного рынка на уровне 3–5% в 2026 году. Аналогичный оптимистический прогноз представил Вадим Черноусов, директор департамента продаж автомобилей с пробегом компании «Рольф».

Изменения в утилизационном сборе могут стимулировать определённые группы автовладельцев к приобретению новых транспортных средств. Однако, учитывая, что автомобили с двигателем мощностью свыше 160 лошадиных сил занимают незначительную долю вторичного рынка, потенциал данного стимула будет ограничен.

В заключение следует отметить, что процесс старения автопарка продолжится и в 2026 году, что подчёркивает необходимость разработки и реализации комплексных стратегий модернизации и обновления транспортного фонда, пишет progorodsamara.ru.