Передача школ регионам: Госдума обсуждает спорную реформу образования
В Госдуме продолжают обсуждать стратегию развития образования, одним из пунктов которой является перевод школ с муниципального на региональный уровень
Хотя идея рассматривается уже несколько лет, реализовать её пока не удаётся из-за множества сложностей.
Что стоит за реформой?
Разработку стратегии развития образования до 2036 года инициировал президент России Владимир Путин. Депутаты отмечают, что в системе накопилось немало проблем: нехватка педагогов, чрезмерная нагрузка на учеников, необходимость внедрения современных цифровых технологий. Ожидается, что новая стратегия поможет найти решения.
Особое внимание вызывает предложение о передаче школ в ведение регионов. Об этом говорят с 2017 года, но вопрос до сих пор остаётся открытым. Один из директоров казанской школы, пожелавший остаться анонимным, объясняет, что процесс реформирования сложный, поскольку затрагивает не только финансирование, но и управление, кадровую политику, учебные программы и инфраструктуру. Он считает, что разногласия по этому вопросу сигнализируют о необходимости дополнительных обсуждений и тщательной подготовки.
Что изменилось после принятия закона?
В 2022 году Госдума приняла закон, позволяющий субъектам России самостоятельно решать, переходить ли на новую систему. Однако этот механизм задействован не везде. Власти рассматривают возможность принятия нового законопроекта, который ускорит процесс.
«Вечерняя Казань» обратилась за комментарием в Министерство образования и науки Татарстана, но ведомство отказалось обсуждать этот вопрос, сославшись на подчинение федеральному министерству.
Мнение учителей
Среди педагогов идея вызывает противоречивые чувства. Глава Совета молодых педагогов РТ Айнур Гаязетдинов подчёркивает, что при принятии решений важно учитывать мнение тех, кто работает в системе образования. Он отмечает, что учителя привыкли к реформам, но при этом задаётся вопросом, хватит ли финансирования для реализации всех инициатив.
— Уже много лет обсуждается повышение зарплат педагогов, но ощутимых изменений нет. В Татарстане за 18 часов работы учитель получает чуть больше МРОТ. Как в таких условиях обеспечивать высокое качество образования? — задаётся вопросом Гаязетдинов.
Возможные последствия для Казани
После перевода школ на региональный уровень может измениться структура управления образованием в Казани. Депутат Алексей Серов считает, что Управление образования исполкома, возможно, останется, но в сокращённом формате, наподобие управления здравоохранения.
При этом, по словам Серова, учителей больше волнуют другие проблемы — нехватка кадров и финансирования. Он скептически относится к идее реформы:
— Это бюрократический вопрос, который вряд ли приведёт к увеличению финансирования. Главное — решать реальные проблемы, а не перераспределять полномочия.
Возможные риски
Директор казанской школы «СОЛнЦЕ» Павел Шмаков считает, что реформа требует осторожного подхода. Он напоминает, что быстрые изменения в системе образования, как это было с сокращением уроков родного языка, приводят к хаосу.
— Вопрос требует детального изучения и обсуждения с педагогами и родителями. В Татарстане есть ресурсы для поддержки школ, а вот в других регионах ситуация может быть другой. Универсальный подход здесь не сработает, — объясняет он.
Плюсы и минусы реформы
Положительные стороны:
- Увеличение финансирования за счёт региональных бюджетов.
- Снижение разницы между городскими и сельскими школами.
- Оптимизация бюрократических процессов.
Риски:
- Потеря оперативности в решении местных проблем.
- Усиление бюрократии.
- Унификация решений без учёта региональных особенностей.
По мнению экспертов, перевод школ на региональный уровень имеет как плюсы, так и серьёзные минусы. Однако главное опасение заключается в том, что поспешная реализация может привести к новым сложностям вместо ожидаемого улучшения.