Муфтий Татарстана: "Ношение платка подчеркивает скромность девушки"
Уважаемый Камиль хазрат, расскажите, в чем значение праздника Курбан-Байрам?
- Курбан-байрам – это один из великих праздников Ислама. Пророк Мухамммад, мир ему и благословение, в своем изречении сказал, что у мусульман два великих праздника – Ураза-байрам и Курбан-байрам. Корни этого праздника уходят далеко в историю, во времена пророка Ибрахима (Авраама) и его сына Исмаила.
Этот праздник олицетворяет добро, помощь близким, милосердие и сострадание. Потому что мясо жертвенного животного делится на три части, одной из которых накрывается стол для угощения родственников, другая часть раздается нуждающимся, а третья оставляется для свой семьи.
Но суть праздника не только в этом. Когда мы приносим жертвоприношение, то мы, тем самым, подчиняемся воле Господа и выполняем Его веление. То есть мы выполняем процедуру поклонения.
Какие мероприятия планируются в Казани к этому празднику? Какие ожидаются торжества?
- Духовное управление мусульман РТ в преддверии праздника Курбан-байрам проводит акцию "Жертвовать – значит любить". Нами подготовлены специальные социальные ролики, которые призывают к добру. Трансляция их идет на республиканском телевидении. Мы хотим, чтобы люди приняли активное участие в этой акции, поучаствовали в благом.
В день Курбан-байрама запланирован микро-марафон, когда любой желающий сможет принять участие в акции по сбору средств для становления сиротского приюта для детей инвалидов. Мы присмотрели хорошее здание и там надо провести реставрационные работы. Для участия в марафоне необходимо обратиться в Благотворительный фонд "Закят" ДУМ РТ. Также, нами в день праздника запланирован концерт.
Будут ли организованы в городе пункты продажи баранов? Если да, то где?
- В мечетях Татарстана уже начали прием заявок для жертвоприношений. По традиции, в этом году у нас в столице заявки на курбан принимают в таких мечетях, как Марджани, Закабанная, Ризван, Азимовская, Нурислам, Ислам (Дербышки), Сулейман, Хузейфа и в других. В мечети Ярдэм, например, принимают заявки лишь на крупный рогатый скот. В других городах Татарстана необходимо обращаться в центральные мечети района.
Отмечу, что все мечети предупреждены о правилах цивилизованного забоя жертвенных животных, согласно шариатским и санитарным нормам.
Есть мнение, что современная молодежь бездуховна. Как вы планируете организовать работу с подрастающим поколением?
- Для воспитания молодежи у нас разработана целая программа. Наши проповедники уже выезжают в районы республики и посещают вузы столицы. Помимо лекций и проповедей, нами организовываются различные спортивные мероприятия, которые, как известно, в большей степени притягивают молодежь. Для работы с ними, у нас в управлении созданы специальные отделы по пропаганде и работе с молодежью.
Мы периодически организовываем интересные акции и конференции. Я бы не сказал, что наша молодежь бездуховна, в мечетях сегодня много молодых людей, хотя, конечно, во многом, это зависит от воспитания. Родители с детства должны заботиться о своих детях, об их будущем.
У нас практически во всех мечетях и медресе работают воскресные курсы, где также обучается много молодежи. Мечети и медресе - подобны чистому источнику, если человек не придет туда и не напьется из этого источника, то он не утолит свою жажду бездуховности.
Поэтому следует сделать шаг навстречу к знаниям и переступить порог мечети или медресе, многие этого опасаются, хотя там царит атмосфера веры, спокойствия и доброжелательности. Также мы запустили ряд интересных сайтов, содержащих информацию об Исламе, заработало интернет-медресе baytalhikma.ru для обучения на дому.
Отмечу, что мы усиливаем проповедническую деятельность среди молодежи, при этом используем различные современные методы. Будем расширять свой призыв, дабы достучаться до каждого. Мир меняется, и мы стараемся преподносить религиозные ценности так, чтобы у молодых был интерес с ними знакомиться.
У мусульман есть традиция не отдавать детей-сирот в детские дома, а воспитывать их в семьях, среди родственников. Считаете ли вы, что если бы люди придерживались этой традиции, то не случилось бы и трагедии, которая произошла на днях в доме-интернате поселка Дербышки?
- Безусловно, все это происходит из-за того, что мы с вами забываем о нормах и предписаниях своей религии. Религия призывает беречь и укреплять родственные узы. У нас эти традиции очень сильно ослабевают, к примеру, на Кавказе они сильны. Если бы мы с вами должным образом относились к родственным узам, то у нас не было бы детских домов и сирот.
От пророка Мухаммада, мир ему и благословение, приводится много изречений по поддержанию родственных уз и о добром отношении к сиротам. Ведь он сам был сиротой. Все что происходит сегодня, то причина этого в отходе от религиозных ценностей, от религии, потому что она учит человека быть ответственным перед своим Господом и обществом. Бездуховность никогда не приносила пользу человечеству.
Во многих российских регионах развернулась дискуссия о ношении хиджабов в школах. Какова ваша точка зрения на этот вопрос?
- Не нужно пугать людей терминалогией. Хиджаб – это платок, покрытие девушки, и, вообще, когда это являлось плохим? Если мы взглянем в историю, хотя бы на картины, которые рисовали известные русские художники, то мы увидим что, например, девушка стоит около березы в платке. Раньше это считалось нормой, практически во всех нациях, проживающих в Российской империи, женщины носили головные уборы, покрывали свое тело.
Это не что-то такое чуждое для нашего общества, а наши традиции. Надо отметить, что мусульмане в России – коренные её жители, мы родились в этой стране и это наша Родина. Для мусульманки, после достижения ею совершеннолетия, покрывать тело – это исполнение приказа и велений Всевышнего, её Создателя. Это религиозные нормы, а не какая-то мода, которые мы не вправе отменить. Ношение платка подчеркивает скромность девушки, разве это плохо, неужели уже скромность стала порицаться в обществе?
Насколько в республике сильно влияние представителей радикальных течений Ислама? И как с ними бороться?
- Нужно бороться не с личностями, а с заблуждениями. Для этого необходимо доносить до людей истинные знания. Нужно доказывать свою правоту, уметь выстаивать свою точку зрения и вести работу на идеологическом фронте. Необходимо уметь убеждать и побеждать в споре. Какой смысл просто бороться? От этого меньше людей с радикальным мышлением не станет.
Цель заключается в том, чтобы их ведь не было, а для этого необходимо вести профилактику грамотно. Сегодня мы уже начали издавать книги наших татарских богословов, тем самым, знакомя молодое поколение мусульман с нашими религиозными традициями. Убежден, что татары, своим менталитетом и образованностью смогут противостоять влиянию представителям радикальных течений, которые, безусловно, присутствуют в обществе.
Скажите, допустимо ли проводить обряд никаха, если один из супругов — не мусульманской веры?
- У никяха есть некоторые условия, которые, если не соблюсти, он будет заключен неверно. К примеру, никях заключается между мусульманином и мусульманкой, также его можно заключить между мусульманином и девушкой другого вероисповедания авраамических религий, но он не заключается между мусульманкой и мужчиной, любой другой веры.
Камиль хазрат, давайте поговорим немного о вас, с чего начинается ваш день?
- Мой день начинается с молитвы, после чего, я каждое утро провожу в спортивном зале. Все это происходит ранним утром, до рабочего времени.
Какая ваша любимая книга, ну, наверное, после Корана?
- У меня их много, сложно выделить какую-то одну, в основном, они все связаны с исламским правом и все они сугубо религиозные.
Без чего вы не можете представить свою жизнь?
- Без веры в Бога.