Top.Mail.Ru

«Управляйка» выплатила жильцу 650 тысяч – кто вправе требовать ЖКХ-суммы

Ульяна Сенько Редактор федеральной ленты новостей

Если услуги ЖКХ оказываются плохо или управляющая компания не исполняет свои обязанности, жильцы могут рассчитывать на перерасчёт и компенсацию. Но важно понимать, что работает это только в определённых ситуациях.

По словам эксперта Дмитрия Бондаря, вместе с основной компенсацией жильцы могут взыскать и штраф в свою пользу. Сегодня это половина присуждённой суммы, но в будущем показатель может вырасти до 100%. Компенсации за моральный вред скромные и обычно составляют не более 15 тыс. рублей.

Два механизма защиты жильцов

  1. Перерасчёт коммунальных платежей.

  2. Компенсация ущерба от действий (или бездействия) УК.

Чаще всего перерасчёт делают за отопление и горячую воду. Если батареи зимой чуть тёплые или вода из крана не соответствует нормативу — это основание для перерасчёта.

УК также обязана следить за состоянием дома: проводить уборку, менять лампы, удалять рекламу со стен. Кроме того, раз в год организация должна предоставлять отчёт о расходах. Нарушения грозят штрафами: до 30 тыс. рублей для самой компании.

Жалобы и ответственность

Жалобу лучше направлять в жилинспекцию. А для получения компенсаций — подавать коллективный иск. Это наиболее действенный способ «заставить» управляющую компанию выполнять обязанности.

Примеры компенсаций

  • Воронеж: 650 тыс. рублей за протечки крыши и испорченную мебель.

  • Тула: 322 тыс. рублей компенсации и 100 тыс. штрафа за аварию на стояке.

Что не относится к обязанностям УК

Капитальный ремонт и благоустройство (новые детские площадки, ограждения) не входят в перечень обязательств управляющей организации. Внутриквартирное имущество также остаётся в зоне ответственности собственника.