Продажи авто в России рухнули: россияне ждут возвращения западных брендов
В феврале продажи автомобилей в России упали на 24% по сравнению с прошлым годом, снизившись до уровня ниже 80 тыс. единиц. Такой результат был зафиксирован впервые за десять лет, если не учитывать статистику 2023 года, когда рынок переживал кризис. Аналитики связывают падение спроса с сезонными факторами, повышением утильсбора, а также ростом ставок по кредитам. Кроме того, многие россияне откладывают покупку автомобилей, ожидая возвращения известных брендов. На фоне улучшения отношений между Россией и США, эксперты не исключают, что некоторые автопроизводители захотят возобновить свою деятельность в России. О том, кто может первым вернуться, рассказывает RT.
По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых автомобилей в России в феврале 2025 года упали на 24% по сравнению с аналогичным месяцем 2024 года, составив около 80 тыс. машин. Это стало худшим показателем за последние десять лет, если не учитывать кризисный 2023 год. Эксперты утверждают, что спад может продолжиться, ссылаясь на высокие ставки по кредитам и повышение утилизационного сбора, которые сдерживают спрос. В то же время, по данным Минпромторга, россияне купили почти 171 тыс. машин в январе — феврале 2025 года, что на 10,5% меньше, чем в 2024 году.
Многие потребители, по мнению экспертов, задерживают покупку, ожидая возвращения известных западных брендов. Вице-президент Ассоциации экспортёров и импортёров Артур Леер отметил, что отношения между Россией и США могут повлиять на решение автокомпаний вернуться в страну. Отсутствие определённости в вопросе возобновления продаж известных марок приводит к тому, что потребители пока воздерживаются от покупок.
Самыми популярными автомобилями в России остаются отечественные Lada, а также китайские бренды, такие как Haval, Chery и Geely. Эксперты также отметили, что падение продаж касается в основном импортных машин, в то время как реализация автомобилей отечественного производства снизилась незначительно.
Тем не менее, в Ассоциации европейского бизнеса уверены, что вторая половина 2025 года может привести к стабилизации рынка, если государство начнёт поддерживать спрос. Прогнозы по объёмам продаж в текущем году варьируются от 1,26 до 1,41 млн машин, что, по мнению экспертов, значительно выше уровней 2022 и 2023 годов.
Если ранее ушедшие бренды действительно вернутся в Россию, продажи могут даже превысить прошлогодний уровень. Однако, чтобы вернуть доверие покупателей, этим компаниям потребуется тщательно продуманная стратегия и значительные инвестиции. Эксперты полагают, что среди первых могут вернуться компании, имевшие сильные позиции в России до санкций, такие как Volkswagen, Renault и Toyota. Однако, самым быстрым возвратом, по мнению некоторых специалистов, могут отличиться американские компании, которые ушли из России раньше других.
Руководитель пресс-службы «Автостата» Азат Тимерханов предполагает, что, хотя американцы вряд ли будут производить автомобили в России, они могут возобновить поставки, ограничившись премиальными моделями. С европейских марок, скорее всего, первыми вернутся французские компании, а немецкие бренды, по мнению Тимерханова, сделают это позже, придерживаясь указаний европейских властей.