Психологи объяснили, как связаны черты лица с восприятием двояких картинок
В эксперименте, результаты которого были опубликованы в журнале PeerJ, приняли участие 300 человек, набранных через платформу Prolific. За участие в исследовании они получили небольшое вознаграждение. Участников попросили указать, что они видят первым в четырех двусмысленных изображениях, а также пройти несколько психологических тестов, включая пятифакторный опросник личности, а также тесты на склонность к оптимизму, прокрастинации, холистическому мышлению и стилю принятия решений.
Помимо известных иллюзий, таких как «кролик-утка» и ваза Рубина, участникам предложили оптические иллюзии с изображениями «жена и теща» и «осел-тюлень». В первой иллюзии можно увидеть как молодую, так и пожилую женщину, во второй — осла или тюленя.
Анализ данных показал, что большинство результатов психологических тестов не совпали с характеристиками, которые обычно приписывают людям в зависимости от того, что они видят первым на двусмысленных картинках. Например, утверждалось, что если человек сначала замечает утку, то он эмоционально стабилен, а если кролика — склонен к прокрастинации. Однако не было найдено связи между восприятием кролика и привычкой откладывать дела, как и между восприятием силуэтов лиц в вазе Рубина и стилем мышления, ориентированным на детали.
Хотя в некоторых случаях были выявлены небольшие корреляции, они часто не совпадали с ожидаемыми результатами. Например, те, кто в иллюзии «жена и теща» замечал молодую женщину, оказались менее склонными к самостоятельному принятию решений. Также выяснилось, что возраст участников оказывал влияние на их восприятие: пожилые люди чаще видели пожилую женщину, что подтверждается результатами предыдущих исследований.
Однако в целом закономерности оказались слишком слабыми, чтобы подтвердить утверждения о том, что восприятие двусмысленных картинок может раскрывать личные качества и особенности мышления. Психологи пришли к выводу, что такие утверждения — скорее миф, чем научно обоснованное утверждение. Популярность подобных заявлений ученые связывают с тем, что люди склонны верить в лестные для себя описания и запоминать «предсказания», которые совпадают с их самооценкой, игнорируя противоречия. Кроме того, оптические иллюзии всегда привлекают внимание и вызывают интерес у широкой аудитории, пишет Naked-Science.


