Врачи рассказали, почему дети особенно уязвимы перед экраном
Частое обращение к смартфонам и интернету негативно влияет на память и внимание — специалисты называют это явление «цифровым снижением когнитивных функций». Что это такое и как с этим справляться, рассказали эксперты в интервью для "Москвы 24".
Как технологии мешают думать
Нейропсихолог Светлана Колобова объясняет: зависимость от гаджетов мешает мозгу полноценно работать. Мы все чаще полагаемся на поисковые системы вместо того, чтобы использовать собственную память. Это снижает активность гиппокампа — области мозга, отвечающей за запоминание. В итоге информация хуже запоминается, и даже кратковременная память начинает подводить.
Также негативную роль играет клиповое мышление — привычка воспринимать информацию в виде коротких и разрозненных фрагментов, как это бывает с видео и постами в соцсетях. Это разрушает способность к логическому и последовательному мышлению. Постоянные отвлечения на уведомления перегружают лобную кору, которая управляет вниманием и самоконтролем.
Особенно уязвимы дети и подростки: до 25 лет их мозг еще развивается, и чрезмерное использование гаджетов может привести к нарушению внимания, повышенной импульсивности и снижению эмпатии.
Что помогает сохранить мозг в тонусе
Нейропсихолог Нина Петровская советует ограничивать время с экранами. Она предлагает использовать таймер и делать короткие перерывы хотя бы пять раз за рабочий день. Эти паузы лучше всего посвятить расслаблению — тишине, медитации или просто отдыху без экрана.
Также полезно делать повседневные дела без смартфона: например, записывать планы в бумажный блокнот, читать печатные книги и пользоваться справочниками вместо поисковиков. Эти действия активизируют мозг и помогают сохранить память.
Хорошо влияют на умственную деятельность физические упражнения, сон не менее 8 часов, изучение нового, чтение и заучивание текстов. Важно и живое общение — оно тоже тренирует мозг.
Для детей важно как можно позже знакомиться с гаджетами и строго ограничивать время их использования. По словам Петровской, детям от 3 до 7 лет достаточно 20 минут в день, а школьникам — не более двух часов, желательно с пользой: обучающие игры, чтение, развитие навыков.